Позвольте я расскажу вам одну историю: я был студентом 3 курса, когда после многоэтапного отбора я прошел трехмесячную стажировку и получил менеджерскую должность в компании Совинтел, более известной под брендом Голден телеком – крупнейшем в стране частном операторе фиксированной связи – торговавшемся на Нью-Йорксой бирже под тикером GLDN. Не успев проработать нескольких месяцев, я попал в самую гущу процесса слияния нашей компании, с компаний Вымпелком, всем известной как Билайн. Ко мне обратились с просьбой провести обучение сотрудников Билайна по нашим продуктам, услугами и программному обеспечению. Обучение, так обучение подумал я, и дал согласие. Надо сказать, что процесс слияния, да что там слияния, любой реарганизации – вещь крайне напряженная: бытовые конфликты, разделения на своих и чужих, взаимные претензии. Нечего кроме здорового скептицизма я и не ожидал от противоположенной стороны, но по настоящему страшно мне стало вчером перед началом тренинга. Я узнал, что выступать мне предстоит перед прямыми продавцами, на должностях нескольких порядков выше, чем моя, к тому же работавших в новом подразделении занимающимися более крупными клиентами, чем я сам – настоящие акулы, готовые сожрать любого с потрохами. Сначала я недоумевал, почему к ним послали меня, а не кого-нибудь из руководства – ответ на этот вопрос я понял только после тренинга.
Представьте себе скептицизм, с которым меня – весьма молодо выглядещего сотрудника сначала приняли профессиональные менеджеры с многолетним опытом работы. Но мне сразу удалось растопить лед, перейти на неформальное общение и настроить группу на рабочий лад. Я сразу признался, что ни вижу причин по которым они должны испытывать восторг, более того мне самому крайне сложно в процессе слияния, но им прийдется так или иначе освоить наши продукты и программы для того что бы продавать своим клиентам новые услуги и моя задача как раз быстро обучить их этому. Понятно, что каждая программа или продукт был подробно задокументирован в многостраничном руководстве, но времени на детальное изучение всего этого просто не было. Я на простых примерах начал пошагово показывать самые распространенные операции из практики, детально снабжая их подробным описанием нюансов. После этого отдельно рассказал все хитрости и тонкости, которыми пользуюсь сам и все мои коллеги – недокументированные функции программ, очень сильно облегчающие жизнь менеджеров. А в завершении еще дал детальные инструкции по процессу продаж продуктов и каналам получения помощи в сложных ситуациях. Сказать, что группа была в восторге – это не сказать ни чего. Они уже проходили несколько тренингов, пытались самостоятельно разбираться с новыми системами, но заметных результатов не достигли. Всего за несколько дней тренинга я вывел этих сотрудников на новый уровень – они могли самостоятельно справляться с 80% задач, хорошо понимали алгоритмы взаимодействия с клиентом по новым продуктам и порядок выполнения действий.
Уже после завершения тренига я понял, что начальники отделов и всякие руководители уже не раз выступали перед этими сотрудниками, но толк от этого был не большой. Тут нужен был практик и хороший специалист и я подходил как нельзя ксати. Во-первых я сам недавно проходил обучение и имел свежий опыт какой материал и как лучше усваивается. Во-вторых я успел получить достаточную практику, и самое главное руководство отметило мою способность быстро во всем разбираться – именно этот навык и нужно было передать сотрудникам. В третьих я получал профильное образование и уже имел опыт продаж в смежной области – это позволяло иметь широкий кругозор и смотреть на проблемы комплексно, проводит парелели и делать вывводы.
Сейчас я продолжаю следовать этим принципам: во-первых я разбираю все сложные компьютерные технологии до мельчайших составляющих. Я – технарь и реально понимаю как все устроено, не в пример «эффективным менеджерам», которые могут только выступать на конференциях с «надутыми кейсами» но не понимают как все это работает в принципе – чему они могут вас научить? Нет смысла, например рассуждать о социальных сетях, не зная основ теории графов. Во-вторых я – продавец, с огромной практикой работы в прямых продажах в разных компаниях. Эта практика позволяет эффективно связывать цифровые и не цифровые каналы, перенимать опыт и концентрироваться на важном. Без опыта в продажах, опять же никакого SMM быть не может никогда! Ну и в-третьих я – практик. У меня свое, пусть небольшое, SMM-агентство. Мы не гонимся за количеством клиентов, ибо предпочитаем работать мало, а получать много. У нас есть несколько ключевых клиентов и несколько десятков дружественных проектов – они полностью обеспечивают нас заказами, при этом без лишнего стресса. Кроме того SMM2.RU продвигается собственными силами, без подрядчиков, которые не в состоянии сделать и 20% той эффективности, которой добиваемся мы, при минимальных бюджетах. В потвержднения всех этих слов можно прочитать отзывы внизу страницы.